Несмотря на массовое использование цифровых технологий, все еще существует необходимость воссоздавать копии изделий, выполненных на материальных носителях. К последним относятся, например, документы, рисунки, фотографии, макеты. Тем не менее, даже в этой сфере компьютеры постепенно вытесняют устаревшие методы копирования и репродуцирования.
Условно процесс репродукции разделен на три этапа: анализ, коррекция полученной информации и синтез репродукции. Каждая из стадий сопровождается потерей определенного объема информации, что связано с техническими ограничениями, существующими в любой типографии. В то же время, когда информации, полученной при анализе, достаточно для создания копии, этап коррекции может отсутствовать. Так, иногда подобным образом осуществляется печать листовок: зачастую их изготавливают стандартизированными способами на основе простых материалов, имеющихся в каждой типографии, поэтому воссоздать листовку не составит труда.
Основой для репродукции служит оригинал, в полиграфии – изображение или исходный текст. На этапе анализа объекта собираются основные сведения о нем: тип носителя, использованные материалы и краски, способ послепечатной обработки и многое другое.
Это актуально даже при репродуцировании цифровых снимков, макетов и текстов, созданных при помощи компьютерных программ, и сканировании материальной полиграфической продукции.
Следует, однако, учесть, что сбор информации о цифровой фотографии мог проводиться независимо от остальных двух этапов, еще в тот момент, когда делался снимок. Поэтому утверждения об отсутствии стадии анализа в данном случае неуместны.
Определенные ограничения на объем поступающей об объекте информации накладывает используемое при этом оборудование. Например, не каждый сканер способен распознать, а монитор – воспроизвести весь спектр цветов рисунка. Кроме того, нередко типография игнорирует несущественные сведения об оригинале, которые не играют никакой роли при его репродуцировании. Наравне с современными компьютерными технологиями, все еще применяются традиционные фотомеханические процессы, тоже имеющие ряд ограничений.
На стадии коррекции поступившая информация обрабатывается таким образом, чтобы на ее основе можно было воссоздать объект. Полученные сведения здесь представлены в виде математических формул. С их помощью проводится расчет тех или иных параметров будущей репродукции, иногда требуется пожертвовать частью информации, чтобы оставшаяся сохранилась. На этом этапе сотрудники типографии учитывают все обстоятельства репродуцирования, вплоть до свойств краски и силы оттиска. В принципе, с учетом этих же факторов проводится печать брошюр, книг, журналов, газет, каталогов, буклетов и другой полиграфической продукции.
Наконец, синтез предусматривает изготовление репродукции исходного объекта. Нельзя сказать, что репродукция точь-в-точь соответствует оригиналу, поскольку часть сведений была безвозвратно утеряна на каждом из этапов обработки. Собственно, сам репродукционный процесс завершается изготовлением фотоформы или офсетной формы для пресса, в зависимости от того, что именно воспроизводится.
Далее следует выбор способа печати, послепечатной обработки и подходящей печатной машины, осуществляется пробный оттиск. Непосредственно процесс печати аналогичен тому, как изготавливают полиграфическую продукцию, в частности, проводят печать буклетов, книг, журналов. Затем следует стандартная послепечатная обработка и передача готовой репродукции заказчику.
Чтобы во время репродукции терялся как можно меньший объем информации, а также для ускорения работы, зачастую оборудование совмещает в себе несколько функций. Так, некоторые устройства анализа отчасти выполняют процедуры по коррекции поступивших сведений.
Наибольшая проблема при создании репродукций – сохранение таких же цветов, как в оригинале. Потери в цветовом спектре неизбежны, какие бы технологии не применялись, поэтому главная задача сотрудников типографии – минимизировать утраты. В то же время, при работе с черно-белыми или монохроматическими иллюстрациями подобных вопросов не возникает.
Таким образом, репродукционный процесс касается многих аспектов работы: от сорта бумаги и типа красок вплоть до силы давления пресса и гаммы цветов. Невозможно получить репродукцию, точь-в-точь схожую с оригиналом.